О реформах в Узбекистане на пути повышения роли СМИ в жизни государства и общества
За годы независимости в Узбекистане реализованы комплексные меры, направленные на построение правового демократического государства, сильного гражданского общества, развитие экономики, создание условий для мирной и благополучной жизни народа, обретение Узбекистаном достойного места на международной арене.
Исходя из требований современности по определению важнейших приоритетов и четких ориентиров дальнейшего углубления демократических реформ и ускоренного развития страны был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан», предусматривающий утверждение Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 годах (далее — Стратегия действий).
Фундаментом же Стратегии действий являются концептуальные вопросы общественно-политического, социально-экономического, культурно-гуманитарного развития страны, озвученные Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым.
В частности, документом определены 5 приоритетных направлений развития страны:
1. Совершенствование государственного и общественного строительства.
2. Обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы.
3. Развитие и либерализация экономики.
4. Развитие социальной сферы.
5. Обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики.
В контексте вышеотмеченного необходимо подчеркнуть приверженность Республики Узбекистан на демократизацию информационной сферы, которая всецело направлена на обеспечение свободы слова и доступа к информации.
Данные принципы также заложены в Стратегии действий и находят свое отражение в следующих ключевых направлениях:
налаживание открытого диалога с населением и введение отчетности должностных лиц перед общественностью;
обеспечение открытости и оценка деятельности государственных органов;
совершенствование общественного контроля, усиление роли средств массовой информации (СМИ) в данном процессе;
обеспечение информационной безопасности, своевременное противодействие информационным угрозам.
В Узбекистане систематизируется законодательная база, для обеспечения стабильности правового регулирования деятельности СМИ, а также обеспечения свободы слова и информации реанимируя правовые основы деятельности и защиты профессиональных прав журналистов.
В ежегодном Послании Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису было отмечено, что средства массовой информации, наряду с объективным освещением масштабных изменений, происходящих в нашей стране, привлекают внимание государственных ведомств и общественности к актуальным проблемам на местах и побуждают руководителей всех уровней решать эти проблемы. Сегодня они все больше становятся «четвертой властью».
Глава государства также сказал о том, что справедливая критика объективных журналистов и блогеров указывает на ошибки и недостатки действующих по старинке руководителей, вынуждая их менять стиль работы и повышать свою ответственность.
Кроме того, высказывания Главы государства «Гласность и свобода слова – это требование времени, требование реформ в Узбекистане!» формируют в стране правовую политику, направленную на поддержку свободы слова и развития СМИ.
В целях укрепления правовых основ обеспечения свободы слова и эффективной деятельности СМИ в стране принято более 20 нормативно-правовых актов, среди которых законы «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «О средствах массовой информации», «О гарантиях и свободе доступа к информации», «О принципах и гарантиях свободы информации», «О защите профессиональной деятельности журналиста», «Об информатизации» и др.
В целом за довольно короткий период проделана широкомасштабная работа по обеспечению свободы слова, доступа к информации и развитию СМИ.
Так, в рамках дальнейшей либерализации деятельности СМИ и обеспечения прав журналистов 18 апреля 2018 года были внесены изменения и дополнения в законы «О средствах массовой информации» и «О защите профессиональной деятельности журналиста».
В частности, веб-сайты были определены как СМИ, созданы механизмы поддержки СМИ со стороны государства (предоставление льгот по налогам, другим обязательным платежам и тарифам, преференций, государственных субсидий, грантов и социальных заказов, а также социальная поддержка работников редакций).
В мае месяце 2018 года Указом Президента Республики Узбекистан создан первый в стране Университет журналистики и массовых коммуникаций, который в том же году открыл двери для студентов.
Указом Президента Республики Узбекистан от 2 февраля 2019 года № УП–5653 «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию информационной сферы и массовых коммуникаций», образовано Агентство информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан (АИМК) на базе Узбекского агентства по печати и информации.
С момента начала деятельности АИМК эффективно обеспечивает реализацию конституционных прав граждан на свободу слова и информации, способствует усилению роли СМИ в общественно-политическом и социально-экономическом развитии страны, проводит активную политику по созданию для них равных условий на медиа рынке, а также защищает права журналистов.
В 2019 году принято решение Президента о развитии деятельности пресс-служб государственных органов, обеспечивающее их открытость перед народом, тесное взаимодействие со СМИ, журналистами и блогерами, оперативное информирование СМИ и общества по актуальным вопросам, а также повышение статуса пресс-секретарей до уровня заместителя главы ведомства.
Необходимо отметить, что в настоящее время в Узбекистане осуществляют информационную деятельность более 600 пресс-секретарей. Принятые меры позволили насытить информационное поле Узбекистана информацией о проводимых реформах и работе государственных органов в этом направлении.
Так, на сегодняшний день более половины новостного информационного потока в сети Интернет формируется посредством активной деятельности пресс-служб государственных органов.
14 сентября 2019 года при Парламенте страны образован Общественный совет по вопросам развития информационной сферы и массовых коммуникаций в целях повышения значимости общественных организаций в формировании общественного мнения по актуальным вопросам информационной сферы.
В его состав включены представители СМИ, общественных организаций, науки и культуры, а также депутаты, независимые эксперты и специалисты других институтов гражданского общества.
25 декабря 2020 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в уголовный, уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и кодекс Республики Узбекистан Об административной ответственности», в соответствии с которым из санкций статей 139 (Клевета) и 140 (Оскорбление) Уголовного Кодекса были исключены наказания в виде лишения свободы.
Благодаря проводимой политике наблюдается динамичное расширение информационного пространства Узбекистана. В частности, за последние 5 лет количество зарегистрированных СМИ увеличилось на 352 единиц и составило 1 866 единиц, из которых 630 являются Интернет-СМИ. Вместе с тем, имеются более 1.3 тыс. пользователей, которые идентифицируют себя в качестве блогера и активно занимаются медийной деятельностью.
Необходимо подчеркнуть, что национальные СМИ начали активно выполнять функции общественного контроля, они стали уделять внимание на освещение проводимых реформ, содействуя выявлению и решению волнующих население вопросов, что благоприятно сказывается на деятельности государственных органов, органав исполнительной власти на местах при принятии оперативных мер по устранению существенных недостатков в своей работе.
В заключении можно отметить, что современная повестка дня Узбекистана включает в себя активные меры по дальнейшему обеспечению свободы слова и развития СМИ, а также остается открытой для плодотворному и конструктивному сотрудничеству с зарубежными странами и международными организациями в данной области.
Сегодня можно с уверенностью констатировать, что деятельность СМИ и свобода слова занимают прочное место в политике открытости нового Узбекистана.