Узбекистан: Эпоха революционных преобразовании
Результаты реформ в Узбекистане признаны международным сообществом, успехи 2020 года обещают стать еще заметнее. И вот почему: В толковых словарях понятие «революционный» дано как «приводящее к коренному перевороту в какой-либо области жизни, науки, производства». Процессы, которые происходят в последние три года в Узбекистане, полностью попадают под это описание.
Перспективный план обновления
Прошло совсем немного времени с того момента, как Президент озвучил Послание — квинтэссенцию воплощаемого реформаторского курса, основанного на воле и чаяниях народа. Впервые было сказано об утверждении нового принципа «Инициатор реформ — само общество». Общество в данном случае откликнулось повышенным интересом к выступлению. Как показали опросы, восемь из десяти наших сограждан отложили все дела, чтобы посмотреть Послание в прямом эфире. Каждый десятый дополнительно обратился к новостным и аналитическим ресурсам, чтобы глубже уяснить для себя суть программной речи.
Векторы, заданные главой государства, получили широкое одобрение: более 97 процентов узбекистанцев посчитали, что инициативы Шавката Мирзиёева — это перспективный план дальнейших социально-экономических реформ, направленных на всестороннее и ускоренное развитие государства и общества.
Преобразования поспособствуют позитивным изменениям в экономическом положении страны, будут содействовать укреплению позиций Узбекистана на международной арене, повышению благосостояния граждан и качества жизни.
Повышенный резонанс Послание получило и далеко за рубежами родного Узбекистана. Так, глава американской аналитической группы «Defense & Foreign Affairs» Грегори Копли посвятил Посланию руководителя нашей страны статью «Президент Узбекистана обозначил в общих чертах самый масштабный стратегический подход в Центральной Азии со времен Советского Союза», где охарактеризовал выступление Шавката Мирзиёева одним из наиболее значительных заявлений о национальной политике лидера центральноазиатской страны, где впервые изложены конкретные этапы масштабной государственной стратегии.
Автор подчеркивает: следующим компонентом этой важной стратегии, несомненно, будет рассмотрение места Узбекистана в глобальном контексте, которое можно будет сформулировать только после достижения ясности в понимании своей страной собственной идентичности и целей. Предусматривается заложение широкой, но в то же время детальной основы для экономического и социального развития государства и общества, переходящего по видениям Президента в новую эру.
Эксперт из США зрит в корень, называя новой эрой то, что сейчас представляет собой стремительно меняющуюся жизнь Узбекистана. Только в Послании глава государства инициирует принять и пересмотреть шесть кодексов, регулирующих сферы гражданского, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, экологического права и административной ответственности; пять концепций — по внешнеэкономической деятельности, водному хозяйству, социальной защите населения, молодежной политике и кинематографии; пять программ — по Году развития науки, просвещения и цифровой экономики, а также «Цифровой Узбекистан», «зеленой экономике», сокращения бедности и домам милосердия, а еще четыре стратегии, касающиеся предприятий с госдолей, сферы строительства, прав человека и конкурентной среде. Как видим, затронуто оказалось каждое направление жизнедеятельности государства.
Эксперты детально проанализировали и хронометраж почти трехчасового программного выступления, выяснив, что больше всего времени — около трети, то есть 64 минуты — лидер Узбекистана уделил разным аспектам развития экономики страны, что неудивительно, ведь любые благие пожелания о процветании страны, улучшении жизни людей недостижимы без успешного ее прогресса. Это аксиома, не раз подтвержденная мировой практикой.
Новый подход к инновациям
Когда Президент говорит о необходимости повышения уровня благосостояния и качества жизни населения, он постоянно напоминает, что для этого мы должны добиться значительного роста и повышения конкурентоспособности отечественной экономики. И не только напоминает, но и принимает соответствующие решения, выдвигает немало инициатив, которые должны обеспечить экономический рост.
Многое из того, что уже сделано, как и в остальных сферах, имеет по¬истине революционный характер.
Взять, к примеру, либерализацию валютной политики, которую в стране ждали много лет. Дело не только в том, что граждане получили возможность свободно продавать и приобретать в банках иностранную валюту, а также использовать международные платежные карты за границей без каких-либо ограничений. Гораздо важнее другое. Например, то, что вместо нескольких обменных курсов сума по отношению к иностранной валюте был установлен один. Экспортеры независимо от их формы собственности были освобождены от обязанности продавать выручку в иностранной валюте. Отечественные предприниматели смогли приобретать валюту для закупки за рубежом продукции, товаров и услуг, необходимых для их деятельности. А зарубежные инвесторы получили право вывозить в валюте прибыль, полученную в Узбекистане, что прежде было весьма проблематично. Эти и другие меры позволили также ликвидировать «черный рынок» валюты и коррупционные схемы, действовавшие в условиях прежнего чрезмерного валютного регулирования со стороны государства.
Решительный шаг руководства Узбекистана дал мощный толчок развитию экономики страны. Предприниматели, получив широкий доступ к валютным средствам, начали активнее импортировать современное оборудование и технику, необходимую для создания высокотехнологичных предприятий и модернизации уже действующих производств. Либерализация валютной политики сняла и многие проблемы, с которыми ранее приходилось сталкиваться иностранным инвесторам. Это стало одним из важных факторов, способствующих привлечению прямых зарубежных инвестиций в экономику Узбекистана.
К слову об иностранных инвестициях, от уровня которых зависят и темпы развития экономики любой страны: в Послании прозвучало, что объем прямых иностранных инвестиций за минувший год составил 4,2 миллиарда долларов, что — обратите внимание — на 3,1 миллиарда долларов, или в 3,7 раза больше по сравнению с 2018 годом. Доля инвестиций в валовом внутреннем продукте достигла 37 процентов. Рост более чем значительный. И достигнут он во многом за счет масштабной работы по кардинальному совершенствованию инвестиционной политики. В ней задействованы не только соответствующие структуры. Вопросы активизации инвестиционного сотрудничества — среди основных в ходе переговоров главы Узбекистана с лидерами и представителями деловых кругов других стран в ходе зарубежных визитов. Поиск иностранных инвесторов — приоритетная задача руководства всех отраслей экономики республики и органов власти на местах. Такой же поиск ведут главы дипломатических представительств Узбекистана за рубежом, которые персонально и буквально закреплены за конкретными регионами страны, чтобы организовывать непосредственно на местах прямые контакты с потенциальными инвесторами из-за рубежа.
Судя по тому, как зачастили к нам делегации деловых кругов из разных стран, как растет число зарубежных участников международных выставок и бизнес-форумов и других мероприятий, проводимых в Ташкенте и регионах республики, интерес иностранных инвесторов к Узбекистану растет. Этот ажиотаж увеличивается в дни, когда был анонсирован запланированный на март Ташкентский международный инвестиционный форум.
По оценкам эксперта, за короткий период времени Узбекистан добился впечатляющих достижений и стал долгосрочным и надежным партнером для иностранных инвесторов. Он особо отметил, что в стране создана благоприятная деловая среда. Благодаря инновационным инициативам обеспечены институциональные формы защиты прав инвесторов во всех регионах республики, что способствует активному привлечению зарубежных инвестиций.
О предстоящем форуме сейчас говорят в разных уголках мира—от Азербайджана, чьи бизнесмены не преминут воспользоваться возможностью наладить плодотворное деловое партнерство с Узбекистаном, и до Испании, где глава департамента Ассоциации производителей оборудования Эктор Родригес приветствовал постепенно снижающийся уровень государственного управления в экономике Узбекистана и количества ограничений, а также либерализацию валютной политики, улучшение делового климата и другие положительные аспекты, влияющие на ведение бизнеса.
Современный механизм производства
Однако, чтобы интерес, проводимые встречи, переговоры дали конкретный практический результат, необходимо создавать все условия для зарубежных инвесторов, улучшать деловой климат в стране. На этом постоянно акцентирует внимание глава государства. На это направлены меры по совершенствованию законодательства, устранение всех имеющихся барьеров и преград, сдерживающих деловую активность, а также стимулирование инвесторов к организации и развитию бизнеса в Узбекистане.
Мер предпринимается много. Но важнее результат. В Послании парламенту глава государства отметил, что в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» Узбекистан поднялся на семь позиций, занял восьмое место среди 190 государств по показателю регистрации бизнеса, вошел в число лучших стран-реформаторов. И это только первые шаги в целенаправленной работе по решению поставленной
Президентом задачи касательно улучшения позиций Узбекистана в рейтинге ВБ «Ведение бизнеса» и создания в стране к 2022 году условий для предпринимательства, соответствующие уровню топ-20 стран рейтинга.
Среди реформ, проводимых руководством республики, есть и такие, какие в других странах вряд ли посчитают кардинальными, но для Узбекистана они носят именно такой характер.
Это, в частности, относится к созданию кластерной системы в сельском хозяйстве. Для нашей страны это имеет по-настоящему эпохальное значение, особенно в хлопководстве. Многие десятилетия Узбекистан был «заточен» на выращивание хлопка-сырца и его первичную переработку в волокно, которое затем отправлялось в другие республики бывшего Союза для выпуска пряжи, тканей и пошива готовой одежды или шло на экспорт в качестве сырья, принося валютные поступления в общую казну. Под хлопчатник отдавались все пригодные для его выращивания земли, которые доводились монокультурой до полного истощения. При этом использовалось огромное количество химикатов, наносящих вред здоровью сельчан. Да и трагедию Арала многие связывают с тем, что хлопковые поля требовали огромного количества воды для полива.
С обретением независимости в Узбекистане продолжали выращивать хлопок-сырец и производить из него волокно, которое шло в основном на экспорт, принося столь необходимую ставшему суверенным государству валюту. Мы долго гордились тем, что Узбекистан входит в число ведущих стран мира по производству и экспорту хлопка. И это в то время, как в ряде стран, экспортируя наше волокно, перерабатывали его, получая продукцию с более высокой добавленной стоимостью. И даже с началом реализации курса на углубление переработки хлопкового волокна, развитием текстильной промышленности все звенья, казалось бы, единой цепи действовали разрозненно. Земледельцы выращивали хлопок-сырец, на хлопкоочистительных заводах из него вырабатывали волокно, на текстильных предприятиях производили пряжу и ткани, а на швейных производствах выпускали готовые изделия. И у каждого были свои цели и свои интересы.
Новь последних нескольких лет — кластеры — позволили объединить все звенья в единую цепочку, начиная от производства сырца и заканчивая выпуском готовых изделий и одежды. Все средства и ресурсы сосредоточены в одних руках, все участки находятся под единым управлением и все работники объединены одной целью. Эффективность кластеров уже доказана. В прошлом году доля 73 хлопково-текстильных кластеров превысила 70 процентов выращенного урожая хлопка. Урожайность в них была на 4,1 центнера выше с гектара, чем в хозяйствах, не входящих в кластеры, что позволило дополнительно заготовить 428 тысяч тонн ценного сырья.
Сейчас стоит задача создания плодоовощных кластеров, ориентированных на создание единой цепочки по выращиванию и хранению полученного урожая плодоовощных культур, их переработку в продукцию с высокой добавленной стоимостью, конкурентоспособную как на внутреннем, так и внешнем рынке.
Новая система, помимо экономического эффекта, служит устранению принудительного труда, являясь, по мнению недавно посещавших Узбекистан членов коалиции «Cotton Campaign», единственно верным решением для нашей страны в этом вопросе. Результативность происходящих реформ была особо подчеркнута соучредителем международной коалиции Беннетом Фриманом.
Как мы помним, 2019-й Узбекистан завершил в статусе «Страна года», который присвоило всемирно известное издание «The Economist». Реформы, начатые Президентом, ускорились за последний год, страна стала открытой как для журналистов, так и соседних республик. Иностранных специалистов приглашают помочь перестроить экономику, в результате страна, как отмечает издание, за короткий промежуток времени стала «витриной реформ».
2020-й обещает стать еще насыщеннее, а успехи — еще заметнее. «Дорожная карта» на год вперед — Послание — будет задавать основные векторы. Главное, хорошо осознать то, что отметил Президент: если мы сами не выполним чрезвычайно важную работу, никто не сделает ее за нас.
Газета «Народное слово», 14.02.2020