Самаркандский саммит закладывает новую архитектуру сотрудничества на пространстве ОТГ
Мероприятие собрало лидеров всех участников объединения,
а также руководителей Секретариата и различных структур Организации (ТЮРКСОЙ, ТЮРКПА, Международная тюркская академия, Фонд тюркской культуры и наследия).
Самаркандская встреча глав тюркских стран позволила подробно обсудить как проекты по укреплению экономических, инвестиционных, транспортных, энергетических и технологических связей, так и решить актуальные вопросы институционализации деятельности ОТГ.
Вне всякого сомнения, трансформации данного объединения
и обогащению его повестки дня в значительной степени способствовала активная позиция Узбекистана по укреплению всесторонних связей с тюркскими государствами и практические инициативы Президента Шавката Мирзиёева в рамках Организации.
За столь короткий период своего участия в ОТГ Ташкентом было выдвинуто 30 конкретных предложений, направленных на дальнейшее развитие многопланового сотрудничества в рамках Организации. К настоящему моменту более 20 из них уже реализованы.
В последние годы торгово-инвестиционные отношения Узбекистана со странами ОТГ углубляются и развивается по восходящей траектории.
Так, за последние 5 лет товарооборот Узбекистана со странами Организации вырос в 2,4 раза с 4 до 9,4 млрд. долл. – экспорт увеличился в 1,8 раза с 2,2 до 3,9 млрд. долл., а импорт – в 3 раза с 1,8 до 5,5 млрд. долл.
Более того, в период с 2017 по 2021 гг. странами ОТГ в экономику Узбекистана было вложено 2,7 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Только в 2021 г. в Узбекистан было привлечено около 1,2 млрд. долл. ПИИ и кредитов из тюркских стран.
Сегодня среди действующих в нашей стране предприятий с иностранным капиталом почти одна третья созданы при участии государств ОТГ, в том числе, капитала Турции (2094 ед.), Казахстана (1184 ед.), Кыргызстана (294 ед.), Азербайджана (248 ед.), Туркменистана (168 ед.) и Венгрии (около 20 ед.).
Следует отметить, что в ходе Самаркандского саммита страны ОТГ фактически приступили к совершенствованию деятельности объединения, расширению и упрочнению концептуальных
и практических основ сложившейся архитектуры сотрудничества
в рамках объединения, а также налаживанию более системного сотрудничества в приоритетных направлениях.
Подтверждением этому является принятие лидерами стран ОТГ «Стратегии Организации на 2022-2026 гг.» и Самаркандской декларации, а также более 10 документов по дальнейшему укреплению многостороннего сотрудничества и реформированию деятельности международной структуры с серьёзной интеграционной повесткой.
В этом контексте важно подчеркнуть, что в ближайшей перспективе пространство ОТГ имеет все возможности стать одним из ключевых экономических, транзитных, производственно-логистических, высокотехнологичных и культурных регионов мира, способных продвигать своё видение по основным региональным и глобальным вопросам.
Сейчас Организация тюркских государств становится все более привлекательным объединением. Доказательством тому является то, что на сегодняшний день 15 стран мира уже заявили о своей заинтересованности в присоединении к организации в качестве полноправных членов или наблюдателей.
ОТГ как новый формат многостороннего взаимодействия обретает новые возможности для сотрудничества, которое позволяет обеспечить политико-экономическую основу Организации и собрать её членов вокруг совместных интересов и проектов.
В данном ключе все государства-участники ОТГ выступают за последовательное углубление многостороннего взаимодействия
в следующих приоритетных направлениях, обозначенных в «Стратегии Организации на 2022-2026 гг.».
Приоритетное значение во взаимодействии тюркских стран представляет укрепление торгово-экономических отношений.
ОТГ обладает значительными: человеческим ресурсом – более 170,7 млн. чел.; экономическими возможностями – 13-е место в мире по уровню ВВП – общий объём ВВП стран ОТГ в 2021 г. составил около 1,4 трлн. долл., а по паритету покупательной способности - около 4,5 трлн. долл.; торговыми связями – в 2021 г. суммарный внешнеторговый оборот стран ОТГ составил 974,4 млрд. долл., а объем внутренней торговли между ними 47,7 млрд. долл.; промышленным потенциалом – рост темпов промышленности в тюркских странах в прошлом году составил в среднем 8-12%, а доля промышленности в структуре ВВП – около 24%.
В данном контексте принятие «Стратегии по упрощению торговли между государствами-участниками» в ходе Самаркандского саммита даст толчок динамичному развитию экономических связей между тюркскими странами.
В этих целях намечено широкое использование потенциала таких существующих и новых институтов ОТГ, как Тюркская торгово-промышленная палата и Тюркский инвестиционный фонд, а также создание «Тюркских торговых домов» в разных городах стран ОТГ на принципах государственно-частного партнёрства. Это открывает бизнес-сообществу тюркских стран дополнительные возможности по продвижению национальной продукции и поддержке её выхода на новые рынки.
В ближайший период планируется укрепить торговые отношения путём интенсификации электронной коммерции, а также подписания соглашений о свободной торговле услугами.
В данном ключе инициатива Президента Узбекистана о создании в рамках ОТГ «Пространства новых экономических возможностей полностью отвечает тем целям и задачам, поставленным перед Организацией» по обеспечению свободного продвижения торговли, инвестиций и услуг.
Особое место во взаимоотношениях стран ОТГ занимает вопрос развития транспортно-логистических связей, которым отводится стратегическая роль в интенсификации торговых обменов.
В рамках создания межрегиональной разветвлённой транспортно-коммуникационной системы на пространстве ОТГ в ходе первого саммита Организации принята программа транспортной взаимосвязанности и подписан ряд соглашений по формированию упрощённых таможенных коридоров, международным комбинированным грузоперевозкам.
Все эти решения направлены, с одной стороны, на улучшение транспортно-транзитного сообщения между тюркскими государствами для гармонизации региональной транспортной политики и технических стандартов, связанных с грузоперевозками, с другой, выявлению факторов, замедляющих трансграничный поток товаров
и формулированию основ взаимовыгодной тарифной политики
в данном направлении.
В ближайшей перспективе на пространстве ОТГ планируется стимулировать инновации в таможенных операциях путём применения современных цифровых инструментов («e-TIR»,
«e-Permit» и «e-CMR»), а также либерализации транзитных пропусков и упрощения административных процедур.
Развитие транзитных коридоров и реализация совместных проектов по созданию логистической инфраструктуры является одним из стратегических компонентов взаимодействия на пространстве ОТГ. В этом ключе принимается во внимание совместное развитие Транскаспийского транспортного коридора, связанного
с железнодорожной линией «Баку-Тбилиси-Карс».
Вместе с тем реализация строительства ж/д «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» и её сопряжение с другими перспективными транспортными проектами на пространстве ОТГ внесут большой вклад в восстановлении сухопутного пути из Китая
в Европу, который в прошлом проходил через территории тюркских стран и содействовал развитию взаимной торговли, культурно-духовному обмену между народами.
Широкие перспективы также открываются с созданием Трансафганского коридора, который обеспечит совершенно новый путь к рынкам Южной Азии с совокупным населением 1,9 млрд. чел. и ВВП 3,5 трлн. долл.
Благодаря интегрированной транспортной системе, страны ОТГ имеют уникальную возможность выхода на рынки сопредельных регионов (Европа, Ближний Восток, Южная Азия, Африка), что позволяет в перспективе превратить наш регион, соединяющий стратегические маршруты Евразии, в ключевое транспортно-логистическое звено глобальной производственно-сбытовой цепочки.
Более того, страны тюркского мира придают особое значение энергетическому взаимодействию. Рабочая группа OTГ по энергетике будет изучать возможности сотрудничества стран объединения в этой области.
Планируется диверсифицировать межрегиональные энергетические маршруты и совершенствовать энергосвязи между тюркскими странами, продвигать обмен опытом по повышению энергоэффективности и внедрение передовых технологий, а также вопросы энергетической безопасности.
Отдельное внимание будет уделено модернизации
и строительству генерирующих мощностей в государствах-участниках ОТГ, а также увеличению доли возобновляемых источников энергии
в производстве электроэнергии для обеспечения всеобщего доступа
к чистой энергии.
Интеграция электросетевых систем тюркских стран для удовлетворения растущего спроса также является важным направлением сотрудничества в сфере энергетики. При этом перспективы энергетического взаимодействия могут быть ознаменованы углублением научных связей в области управления энергосистемой и регулирования процессов экспорта и импорта электроэнергии.
На данном этапе консолидация усилий стран ОТГ в области цифровизации и высоких технологий является актуальной
и востребованной.
В этой связи предусмотрено создание различных перспективных механизмов сотрудничества для развития инфраструктуры ИКТ, повышения качества системы электронного правительства
и продвижения цифровизации на пространстве ОТГ.
Для более эффективного решения основных научных
и технологических задач планируется создать сеть центров передового опыта в области искусственного интеллекта путём объединения ведущих исследовательских центров; структуру инженерно-технологических центров на базе существующих специальных учреждений в государствах ОТГ; Центр современных технопарков Организации.
На фоне наблюдаемых продовольственных кризисов
и стремительного роста цен на продукты питания в мире тюркские страны намереваются улучшить координацию совместных мер
в области обеспечения продовольственной безопасности.
При этом планируется наращивать сотрудничество
в сельскохозяйственной и животноводческой сферах на основе взаимодополняемости и эффективной кооперации, создать «зелёные коридоры» продвижения продовольственных товаров, расширить обмен опытом и знаниями путём проведения семинаров, агрофорумов
и совместных исследований.
Следует отметить, что в ходе своего выступления на саммите ОТГ Президент Узбекистана особо подчеркнул, что тюркские страны могут обеспечивать сельхозпродукцией как себя, так и зарубежные рынки – при условии более глубокой совместной практической работы. Одним из шагов в этой сфере станет многостороннее соглашение об организации эффективной системы поставок продуктов, исходя из внутренних и мировых потребностей.
Глава нашей страны также рекомендовал наладить сотрудничество с Организацией продовольствия и сельского хозяйства ООН (ФАО). Это поспособствует внедрению инноваций, современных знаний и технологий в данную отрасль.
Углубление культурно-гуманитарных связей является одним из ключевых направлений взаимодействия в рамках ОТГ. При этом обращается внимание на необходимость продвижения общетюркской идентичности как источника культурного богатства в объединении народов.
Также подчёркивается важность продвижения тюркской культуры, ценностей, традиций, искусства и наследия во всем мире
совместными усилиями ОТГ во взаимодействии с соответствующими международными организациями. Предполагается добиться дальнейшей гармонизации национальной культурной, образовательной и молодёжной политики стран-участниц.
В этом плане планируется расширить горизонты сотрудничества
в рамках Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ).
При этом следует констатировать, что Шавкат Мирзиёев, сообщив, что Узбекистан стал полноправным членом ТЮРКСКОЙ, выступил с поддержкой предложения о проведении в следующем году Фестиваля культуры тюркских народов в рамках празднования 30-летия данной организации, а также предложил издать лучшие произведения тюркской литературы на языках всех стран ОТГ.
Кроме того, объявление по инициативе лидера нашей страны 2023 года «Годом развития тюркской цивилизации», несомненно, будет способствовать укреплению солидарности народов, основанной на общей истории, языке, культуре и традициях.
Ещё одним немаловажным направлением сотрудничества стран ОТГ является решение вопросов в сфере экологии и охраны окружающей среды, прежде всего, улучшения ситуации вокруг Арала.
В этом ключе тюркские государства выступают за объединение усилий в переходе на новую, инновационную и технологическую модель развития, включая внедрение «зелёных», экологически чистых, энергосберегающих и безопасных технологий, а также реализацию планов по смягчению последствий экологических кризисов для устойчивого развития.
На это направлены инициативы по формированию постоянно действующей Платформы экспертов и IT-специалистов, а также структуры по охране окружающей среды тюркских стран со штаб-квартирой в Приаралье – регионе, наиболее пострадавшем от экологической катастрофы.
Расширение сотрудничества в сфере образования и науки также стоит на повестке ОТГ. В перспективе тюркские страны намерены рассмотреть возможности по сближению образовательных стандартов и университетских программ с целью формирования единого образовательного пространства в соответствии с международными стандартами и инновационными методами обучения.
Для налаживания тесных контактов между образовательными учреждениями основное внимание будет акцентировано на реализации различных проектов и программ обмена студентами
и преподавателями, установлении партнёрских отношений между школами, а также создании совместных стипендиальных программ.
Страны ОТГ будут координировать усилия по формированию механизма финансирования поддержки совместных исследований
и проектов по развитию научно-технического сотрудничества.
Таким образом, Самаркандский саммит очертил позиции ОТГ
в качестве полноправного субъекта международных отношений и стал своего рода «отправной точкой» в процессе дальнейшего развития всестороннего сотрудничества тюркских государств.
В данном ключе проведение первого саммита Организации тюркских государств становится ещё одним подтверждением того, что Узбекистан активно объединяет региональную и международную повестку, что становится все более востребованным в нынешней тревожной ситуации в мире.
Более того, в Самарканде заложена прочная правовая основа для дальнейшей институционализации ОТГ, повышения стратегического взаимодоверия между тюркскими странами и расширения диапазона многостороннего взаимодействия в рамках Организации.
В этой связи Узбекистан, как председатель ОТГ, намерен приложить серьёзные усилия для реализации таких важных документов, как «Видение тюркского мира – 2040» и «Стратегия Организации тюркских государств на 2022-2026 гг.». Эти меры стимулируют появление новых инициатив сотрудничества, трансрегиональных проектов, а также возможностей социально-экономического роста для жителей стран региона.
В целом, продуктивные итоги Самаркандского саммита наглядно показывают, что на наших глазах ОТГ превращается в важнейшую многостороннюю платформу для открытого, взаимовыгодного и инклюзивного сотрудничества, занимая достойное место на мировой арене.
Акрамжон Неъматов
Первый заместитель директора Института
стратегических и межрегиональных исследований
при Президенте Республики Узбекистан
Сарвар Камолов
Главный научный сотрудник Института
стратегических и межрегиональных исследований
при Президенте Республики Узбекистан