О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с либерализацией ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение правил временного пребывания в Республике Узбекистан
Законом Республики Узбекистан от 05.11.2019 г. № ЗРУ-379 были внесены изменения в порядок ответственности за нарушение правил временного пребывания в Узбекистане.
Изменения, внесенные в законодательство, направлены на либерализацию ответственности за нарушение правил пребывания в Узбекистане и осуществлены в соответствии с реализацией Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 ‒ 2021 годах, а также проводимыми реформами по развитию сферы туризма и созданию удобств путешественникам.
Актуальность внесенных изменений обосновывается следующими основными факторами:
1) Изучение уголовного законодательства ряда зарубежных стран выявило отсутствие уголовной ответственности за нарушения правил пребывания;
Справочно: анализ опыта зарубежных стран показал, что законодательством ряда зарубежных государств, таких как РФ, Казахстан, Украина, Беларусь, США, страны ЕС, Турция, Сингапур не предусмотрено уголовная ответственность за нарушения правил пребывания.
Уголовная ответственность за нарушение правил пребывания установлена только законодательством Китайской Народной Республики. В остальных странах за нарушение правил пребывания установлена административная ответственность, в виде штрафа, выдворения или установления запрета на въезд на определенный срок.
2) Анализ национального законодательства и статистика правонарушений, связанных с нарушениями правил пребывания
в Республике Узбекистан показывает необходимость дифференциации мер административной ответственности для граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Справочно: так, в 2016 году были привлечены к административной ответственности 6256 лиц, из них 4079 иностранных граждан, в 2017 году 6006 лиц, из них 3817 иностранных граждан и в 2018 году 5764 лиц, из них 4101 иностранных граждан.
За нарушение правил паспортной системы гражданам Республики Узбекистан налагается штраф от 1/2 до трех базовых расчетных величин (БРВ), тогда как в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства постоянно проживающих в Республике Узбекистан налагается штраф в размере от пятидесяти до ста БРВ, тем самым нарушаются принципы равенства и гуманизма.
Размеры штрафов за нарушение правил пребывания в Республике Узбекистан составляют от пятидесяти до ста БРВ, в связи с чем, возникает острая необходимость снижения размеров штрафов в несколько раз.
3) Согласно предыдущему порядку, рассмотрение дел, связанных
с нарушением правил пребывания осуществлялось административными судами, срок рассмотрения которых составляет от 3 до 7 дней, что в свою очередь не соответствует целям и задачам проводимых в стране реформ
по увеличению туристического потенциала и улучшению имиджа положительного имиджа страны, чтотребовало изменений в законодательстве по обеспечению оперативного рассмотрения такой категории дел уполномоченными государственными органами.
Учитывая вышеизложенное, внесенные изменения предусматривают:
1) исключение ответственности за нарушения правил пребывания из Уголовного кодекса Республики Узбекистан, т.е. нарушения правил пребывания переводится из уголовной вадминистративную ответственность;
2) совершенствование мер административного наказания в виде существенного снижения размеров штрафа. В целях реализации принципов равенства граждан перед законом, гуманизма и справедливости, вопрос привлечения к ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение правил пребывания в республике дифференцирован, то есть классифицирован по нарушениям сроков незаконного пребывания в стране:
|
Штрафы |
Сроки нарушения правил пребывания |
В предыдущем порядке |
от 50 до 100 БРВ |
Не дифференцирована |
Предусматривается |
10 БРВ |
свыше десяти, но не более тридцати суток |
20 БРВ |
свыше тридцати суток |
3) Кроме того, привлечение к административной ответственности за нарушение правил пребывания переходит от административных судов к компетенции уполномоченного органа (органов внутренних дел), что обеспечивает оперативность и сокращение бюрократических процессов.