В Узбекистане намерены резко сократить перечень монопольных товаров
В Узбекистане намерены резко сократить перечень монопольных товаров
В Узбекистане 70 предприятий по 19 видам товаров и услуг могут быть исключены из реестра монополистов ввиду формирования по ним на рынке конкурентной среды.
Об этом было озвучено на совещании под председательством Президента Узбекистана, состоявшемся 28 мая. При этом, на сегодняшний день за 245 предприятиями страны сохраняется статус монополиста на рынке 31 группы товаров и 82 видов услуг.
Глава государства подчеркнул, что в процессе перехода Узбекистана к рыночной экономике вопрос конкуренции имеет принципиальное значение.
В этой связи намечены пересмотр подхода к определению монопольного положения предприятий на рынке и резкое сокращение перечня монопольных товаров. При формировании единого видения по данному вопросу будет изучаться мировой опыт.
К внедрению системы антимонопольного комплаенса на предприятиях с государственной долей, проведению до конца года обучения руководителей основам конкуренции и комплаенсу будут привлечены представители Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития.
Понимая важность системного подхода к вопросам противодействия монополиям, руководство Узбекистана подчеркнуло необходимость организации в системе высшего образования отдельного факультета по направлению развития конкуренции, курсов повышения квалификации судей в целях рассмотрения споров в сфере конкуренции на базе Ташкентского юридического университета, краткосрочных курсов по развитию конкуренции для руководителей предприятий-монополистов и хокимов в Высшей школе бизнеса и предпринимательства, а также создания отдельной судебной коллегии по данным вопросам.
В свою очередь, анализ работы в сфере защиты прав потребителей в Узбекистане показал, что основная причина проблем также связана с монополией - монопольные предприятия работают по внутренним актам, которые преследуют больше собственные интересы, нежели интересы потребителей.
According to Uzbekistan’s consumer protection analysis, monopolies by building internal acts, they work to satisfy their own interests, instead of consumer’s.
Из более чем 11 тысяч жалоб потребителей, поступивших в Агентство по защите прав потребителей в 2019 году, 50 процентов касались коммунальных услуг и транспорта, 25 процентов – торговли, остальные 25 процентов – коммуникаций, финансовых услуг и других.
В этой связи планируется расширить полномочия Агентства по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете, а также рассмотреть вопрос об установлении его подотчетности перед Олий Мажлисом – высшим органом представительной власти, напрямую защищающим интересы потребителей.