Узбекистан в борьбе с коронавирусной пандемией (международные и региональные аспекты)
Узбекистан в борьбе с коронавирусной пандемией
(международные и региональные аспекты)
В эти трудные дни Республика Узбекистан, как и все международное сообщество, принимает самый серьезный вызов человечеству в современной истории – пандемии коронавируса COVID-19.
Вместе с тем, благодаря своевременно принимаемым Руководством республики эффективным противоэпидемическим мерам, можно утверждать, что в стране удается минимизировать последствия пандемии.
В Узбекистане особое внимание уделяется таким важным задачам, как профилактика распространения коронавирусной инфекции, эффективное лечение пациентов и проведение лабораторных анализов.
Несмотря на то, что на 22 апреля т.г. в Узбекистане выявлено 1692 заболевших COVID-19, согласно данным портала Worldometers (https://www.worldometers.info/coronavirus/) по количеству выявленных случаев на миллион населения наша страна имеет один из самых низких показателей в мире (51) - против общемирового уровня 330, а по количеству умерших (7 чел.) от этой опасной инфекции на миллион населения – 0,2% против общемирового уровня – 22,9%.
Этому результату во многом способствовало то обстоятельство, что Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым своевременно (29 января т.г.) было принято Распоряжение о создании Специальной республиканской комиссии по подготовке программы мер по предупреждению завоза и распространения нового типа коронавируса в стране, и тем самым была заложена основа для смягчения последствий пандемии COVID-19 на республику.
Впоследствии были приняты решения о приостановке авиа-, железнодорожного и автодорожного сообщения с другими государствами, закрытии дошкольных, средних и высших образовательных учреждений. Принят прогрессивный пакет экономических мер по смягчению воздействия кризисных явлений на относительно уязвимые сектора экономики. Создан Антикризисный фонд при Министерстве финансов с первоначальным объемом 10 триллионов сумов (1 млрд. долл). Субъектам бизнеса и предпринимательства предоставлены налоговые каникулы, ряд других налоговых льгот и отсрочек выплат по кредитам. Организована социальная помощь наиболее уязвимым группам населения.
1 апреля т.г. в Ташкенте, Нукусе и во всех областных центрах введен режим самоизоляции граждан сроком на 20 дней, который затем был продлен до 10 мая т.г.
В то время, когда во многих странах мира ещё только обсуждался вопрос о необходимости ношении масок, в Узбекистане уже 23 марта т.г. было принято решение об обязательном ношении медицинских масок.
Для обеспечения 33-миллионного населения республики масками правительством были приняты решения по мобилизации текстильных производств, находящихся на территории республики. В результате предпринятых мер, в Узбекистане в настоящее время налажено производство до 2 млн. единиц масок в день, а планируется довести ежедневное производство до 5 млн. штук.
Но очевидно, что успех в борьбе с COVID-19, принявшим характер пандемии, будет зависеть от координации региональных и международных усилий стран мира.
С самого начала пандемии Президент Узбекистана провел телефонные переговоры со всеми главами государств Центральной Азии, Афганистана. В ходе этих переговоров были обсуждены как вопросы двухсторонней повестки, так и совместного противодействия угрозе распространения пандемии коронавируса в регионе и мире в целом.
Обращая внимание на этот факт, американское издание «The Diplomat» в своей статье, озаглавленной «Uzbekistan Leads Central Asian Diplomacy in the Age of COVID-19», приводит слова обозревателя «Радио Свобода» Брюса Паньера, который отметил, что «если есть один человек, ответственный за активную попытку координировать усилия в Центральной Азии, то это Президент Узбекистана».
С момента начала пандемии коронавируса Узбекистан оказал гуманитарную помощь, включающую в себя так необходимые сейчас медицинские изделия, - Китаю, Афганистану, Ирану, Кыргызстану, Таджикистану, Беларуси, Азербайджану, Венгрии, России.
Особое место в международных усилиях Узбекистана в вопросах противодействия распространению коронавируса заняло участие Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в работе внеочередного саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский совет), прошедшего 10 апреля 2020 года в формате видеоконференции.
Глава Узбекистана выступил на саммите с рядом важных инициатив по реагированию на пандемию коронавируса.
Во-первых, Президент Узбекистана предложил создать в рамках Тюркского совета постоянную систему мониторинга, анализа и прогнозирования эпидемиологической ситуации. Пандемия, с которой мы столкнулись, показала, что никто не застрахован от новых вспышек инфекционных заболеваний. К таким ситуациям надо быть готовыми, иметь слаженные инструменты упреждения и реагирования, в том числе на региональном и международном уровнях.
Во-вторых, Узбекистан предложил наладить совместную деятельность министерств здравоохранения и ведущих медицинских учреждений тюркоязычных стран по обмену информацией и опытом в вопросах профилактики, диагностики и лечения опасных инфекционных заболеваний.
Результаты этой работы позволят быстрее изучить основные характеристики заболевания и методы его лечения, решать вопросы поставок и производства средств антивирусной защиты, а также лабораторных инструментов тестирования населения. С учетом того, что эти действия нужно предпринимать незамедлительно, Узбекистан предложил провести первую видеоконференцию с участием ведущих профильных специалистов, которая уже готовится и будет проведена в ближайшее время.
В-третьих, Президент Узбекистана инициировал учреждение Специальной координационной группы по вопросам борьбы с пандемией при секретариате Тюркского совета. Эта группа должна наладить тесные рабочие контакты с действующими в наших странах национальными штабами по противодействию пандемии для того, чтобы держать руку на пульсе и иметь возможность оперативно взаимодействовать. Также предложено создать отдельный научно-информационный ресурс на сайте ССТГ.
Ресурс должен не только достоверно информировать о ситуации в наших странах. Важно обмениваться опытом по различным методикам доведения до населения правил поведения в условиях карантина, требований профилактики заболеваний.
В-четвертых, одной из ключевых проблем в условиях нынешнего кризиса становится бесперебойное обеспечение населения необходимым продовольствием, медикаментами и лекарственными средствами.
Для решения проблем в области логистики и транспорта, практического содействия в перевозке в условиях карантина грузов и их пересечении границ в упрощенном порядке глава государства предложил в рамках имеющейся структуры ССТГ создать рабочую группу под руководством министров транспорта.
В-пятых, понимая глобальный характер угрозы, с которой мир столкнулся, Президент Узбекистана отдельно подчеркнул необходимость усиления международного сотрудничества и поддержки деятельности многосторонних организаций. В частности, он выступил за дальнейшее укрепление статуса и мандата Всемирной организации здравоохранения, установление партнерских отношений данной организации с ССТГ.
Важно отметить, что все предложения Президента Узбекистана отражены в итоговой Декларации внеочередного саммита ССТГ.
Как отметил Президент Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на саммите ССТГ: «Все мы хорошо понимаем, что ни одно государство не в состоянии в одиночку справиться с этой страшной пандемией. Руководством к действию для нас должны стать принципы единства, сотрудничества и взаимовыручки. Вместе мы способны на многое».