CУРХАНДАРЬЯ – ЖЕМЧУЖИНА ЮЖНОГО УЗБЕКИСТАНА
Самый южный регион Узбекистана — Сурхандарья уже более полувека притягивает к себе множество археологов и туристов со всего мира. И это не спроста. Древнейший город Термез, который не так давно отметил свой 2700-летний юбилей, весь окружен древними историческими памятниками, среди которых городища Фаязтепа, Кампыртепа, Дальверзинтепа, Каратепа и Айртам.
Буддийские комплексы
В 1968 году на территории старого Термеза была обнаружена статуя Будды и с тех самых пор эта земля стала главным объектом для изучения многими учеными археологами, благодаря чему в последствии были открыты древнейшие буддийские храмовые комплексы: Фаязтепа (1 век до н.э – 3 век нашей эры), Кампыртепа, Каратепа. А обнаружение элементов знаменитого Айртамского фриза с изображением древних музыкантов – стало свидетельством того, что на территории этого региона когда-то проповедовался буддизм и были выявлены элементы эллинистической культуры. Сейчас терракотовые барельефы фриза хранятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Буддийский храмовый комплекс Фаязтепа получил свое название в честь узбекского ученого, директора местного краеведческого музея, Р. Ф. Фаязова. Он был инициатором изучения этого обьекта и даже первооткрывателем этого храма. Он приложил немало усилий чтобы привлечь внимание мировой науки к древнему объекту. Открытие Фаязтепы было первым толчком для открытия новых древних буддийских объектов.
Дальверзинтепа – резиденция Кушанских царей
Среди памятников эпохи Кушанской империи (1-4 вв н. э.) особое место занимает древнее городище Дальверзинтепа, которое расположено в Шурчинском районе Сурхандарьинской области в 60 км от Термеза.
Более подробное изучение этого объекта началось в 1967 году историками Галиной Пугаченковой и М. Е. Массоном. В северной части древнего города был обнаружен храм бактрийской богини и уникальные образцы живописи. На территории городища были найдены руины буддийского храма, основанного в начале 1 века нашей эры, это самое древнее буддийское сооружение Узбекистана. В эпоху Кушанской империи здесь происходил расцвет городов, районов и жилых кварталов.
В 1972 году при изучении древних кварталов городища, в одном из предполагаемых домов был обнаружен клад из золотых изделий, весом из 36 кг. По своей научной значимости Дальверзинский клад не уступает знаменитому Амударьинскому кладу, который хранится в Британском музее.
Недавно в Ташкенте прошла выставка изделий из коллекции знаменитого Дальверзинского клада.
При раскопках на городище были найдены различные изделия из слоновой кости, особое место занимают самые древние в мире шахматные фигуры (1-2 века н. э.), изделия из драгоценных камней, монеты, изящная керамика, относящаяся к греко-бактрийской эпохе.
Затерянный город
На побережье Амударьи в 30км от Термеза расположены руины древнего города Кампыртепа. В 2018 году учеными археологами было доказано, что именно здесь когда-то располагалась резиденция Александра Македонского, древняя Александрия на Оксе (др. название Амударьи). Свидетельством этому стало открытие новых предметов и культурных слоев, относящихся к периоду прихода сюда великого полководца. Городище Капмыртепа представляет собой цитадель, которая окружена рвом и внутренний город, обнесенный крепостной стеной с башнями. Цитадель древнего города была заселена еще в конце 4 века до н. э. А внутренний город был построен в начале 1 века н.э и просуществовала до образования на этой территории Кушанского царства во 2 веке н.э.
На территории древнего античного города-порта учеными были проведены уникальные работы по консервации объектов. Сейчас крепость Кампыртепа включена в Список памятников культурного наследия ЮНЕСКО.
Айртамский фриз
В 18 километрах к востоку от Термеза расположен древний город-форт Айритам. С начала нашей эры с проникновением на территорию Средней Азии буддизма здесь начинается возведение буддийских культовых памятников. На самом деле буддийские культовые памятники возводились на развалинах греко-бактрийских зданий.
В период Кушанского царства здесь был сложен крупный буддийский храмово-монастырский центр, занимающий территорию в почти 3 км вдоль берега Амударьи. Во второй половине III века Айртам приходит в упадок и больше не восстанавливается.
Под руководством академика М.Е. Массона в 1932 году со дна Амударьи были подняты фрагменты фриза с изображением людей. Годом позже были обнаружены еще 7 фрагментов фриза и развалины буддийского храма. Изображения относятся к 1-2 векам нашей эры, это были изображения музыкантов, играющих на музыкальных инструментах, а также венки из цветов, на головах юношей и девушек, держащих в руках посуду с фруктами. На фризах Айритома отражена сцена прощания с Буддой (Паранирвана Жатака). По индийским преданиям «звуки пяти музыкальных инструментов должны сопровождать приятными мелодиями умершего Будду, а донатрисы должны проводить его в последний путь благоухающими цветами».
Крепость Кырк-Кыз
В 3 километрах к западу от старого Термеза расположена древняя крепость. Археологи указали примерную дату постройки крепости: 9-10 века, но вплоть до 14 века крепость неоднократно перестраивалась. Во время раскопок и исследований, которые были начаты еще в начале 20 века, здесь было обнаружено множество артефактов: фрагменты домашней утвари, монеты, гипсовые фигуры и т.д.
С крепостью Кырк-кыз связана древняя легенда. В этой крепости некогда жила бесстрашная принцесса Гулаим со своей свитой из 40 бесстрашных амазонок. Отсюда и пошло название древней крепости. Бесстрашные амазонки защищая свою крепость и госпожу, отражали нападения от врагов и не допускали к себе мужчин.
Но однажды в крепость смог проникнуть юноша по имени Кокилдор-ота. Он отрастил себе длинные косы и благодарая им смог попасть в крепость. Коварный план юношы был раскрыт, принцесса влюбилась в него и они сыграли пышную свадьбу.
Наверное, поэтому руины крепости Кырк-Кыз напоминают неприступный замок, хотя на самом деле здание всегда имело четкую планировку: большой дворец с огромным количеством комнат с широкими коридорами.
Если будете посещать древнюю крепость, вы сможете увидеть остатки необычной комнаты, которая когда-то служила местной чилляхоной. Там по сей день существует старое дерево, ветки которого обвязаны небольшими платочками. По преданию, сюда приходят бездетные женщины, желающие познать счастье материнства, с молитвой о потомстве они повязывают сюда маленькие ленточки с именами будущих детей.