Демократические реформы — единственно правильный путь
Собрание, посвященное важнейшему событию — Посланию главы государства Олий Мажлису, прошло в Международном конгресс-центре в Ташкенте
Особенности Послания
Послание Президента Олий Мажлису благодаря прямой трансляции вызвало огромный резонанс не только у народа Узбекистана, но и в мире. Оно имеет ряд особенностей.
Первая. Отличие этого важного общественно-политического события от прежних в том, что глава государства представил очередное Послание обновленному составу парламента. В совместном заседании палат участвовали также депутаты парламента и местных Кенгашей предыдущего созыва.
Вторая. Вначале в Послании речь шла о выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов, состоявшихся 22 декабря 2019 года. Президент выразил благодарность международным наблюдателям, которые дали объективную оценку этому политическому событию, прошедшему на основе впервые принятого Избирательного кодекса и под девизом «Новый Узбекистан — новые выборы». Мы глубоко изучим данные рекомендации и широко внедрим в практику, сказал глава государства.
Третья. В Послании были подведены итоги 2019 года — Года активных инвестиций и социального развития. Подробно говорилось об основных мерах, осуществленных в течение последних трех лет в рамках реализации пяти приоритетных направлений Стратегии действий.
До этого в первом Послании были глубоко проанализированы итоги Года диалога с народом и интересов человека, во втором Послании — итоги Года поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий.
Четвертая. Определены приоритетные направления и задачи по развитию страны в 2020 году и на пять предстоящих лет. Раньше практиковалось определение важнейших задач по социально-экономическому развитию страны в рамках Стратегии действий в основном на предстоящий год.
Год развития науки, просвещения и цифровой экономики
По предложению Президента наступивший год получил название Год развития науки, просвещения и цифровой экономики. Цель — последовательно продолжить и вывести на новый современный уровень начатую работу по развитию сферы науки и просвещения, воспитанию молодежи личностями, обладающими глубокими знаниями, высокой культурой и духовностью, формированию конкурентоспособной экономики.
Глава государства отметил, что будут разработаны меры в целях поднятия качества образования на уровень международных требований. Должен быть совершен коренной поворот в развитии цифровой экономики. В первую очередь необходимо полностью цифровизировать сферы строительства, энергетики, сельского и водного хозяйства, транспорта, геологии, кадастра, здравоохранения, образования, архивное дело. Для этого требуется воспитать кадры нового поколения. Нужны квалифицированные специалисты, которые могут выходить с инициативой и мыслить стратегически. Необходимо повышать качество образования в каждом звене этой цепочки начиная с детских садов, работать над повышением уровня знаний и навыков не только молодежи, но и всех членов общества. Ведь нам нужны наука, просвещение, высокая духовность.
Выборы повысили имидж Узбекистана
Говоря словами Президента, выборы стали важным политическим экзаменом для народа.
Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) за 25 лет своей деятельности проводило мониторинг более чем в 50 государствах, почти 400 раз — по выборам Президента, выборам в парламент и местные органы. В Узбекистане такой мониторинг осуществлялся восемь раз. Три из них касались выборов Президента и пять — парламентских выборов.
В недавно прошедших выборах в Олий Мажлис впервые участвовала полномасштабная миссия наблюдателей от ОБСЕ. Она дала высокую оценку, сравнив выборы, проведенные в странах СНГ. Другими словами, выборы продемонстрировали миру новый Узбекистан.
Внутри страны выборы стали выражением отношения народа к реформам. В международном масштабе они подняли имидж Узбекистана.
Одна из особенностей выборов связана с гендерным вопросом. Впервые выполнены рекомендации ООН по численности женщин в парламенте (не менее 30 процентов). Женщины составили 32 процента избранных депутатов Законодательной палаты. Это позволило парламенту Узбекиста на занять 37-е место среди 190 парламентов мира. Всего пять лет назад наша страна по этому показателю находилась на 128-м месте.
Молодежная политика является важным фактором в развитии нового Узбекистана. Ярким подтверждением тому является избрание девяти молодых людей в возрасте до 30 лет. Таким образом, молодежь составила шесть процентов депутатов нижней палаты. В масштабах мира данный показатель равен всего лишь двум процентам.
Быть уверенными в справедливости
В сентябре 2019 года нашу страну с официальным визитом посетил специальный докладчик ООН по вопросам независимости судей господин Диего Гарсия-Саян и дал предварительные рекомендации. Они касались вопросов избрания и назначения судей, гарантирования им работы на своих должностях, подготовки судей на профессиональной основе, пересмотра порядка назначения председателей судов и спектра их полномочий, совершенствования процедур принятия дисциплинарных мер к судьям, совершенствования системы избрания и назначения членов Высшего судейского совета; сокращения полномочий прокуратуры, увеличения количества адвокатов, усиления пропагандистской работы для повышения интереса молодых юристов к профессии.
В Послании приведены цифры: за последние три года оправдательные приговоры были вынесены в отношении 1 989 лиц, из них только в 2019 году — в отношении 859 лиц. В прошлом году был освобожден из зала суда 3 081 человек, а в отношении 2 623 граждан были переквалифицированы или исключены необоснованно предъявленные обвинения.
Теперь, сказал Президент, нельзя ограничиваться лишь признанием восстановления прав человека. Настало время четко поставить вопрос о причинах их нарушения, ответить за случаи давления в процессе досудебного разбирательства.
Необходимо ограничить оставшуюся в наследство от старой системы и все еще продолжающуюся практику изучения прокуратурой судебных решений. Теперь прокурор сможет затребовать решение суда только при поступлении жалобы по делу. Надо пересмотреть полномочия председателей судов по оценке деятельности судей и возбуждению дисциплинарного дела в их отношении.
Должностным лицам государственных органов следует твердо уяснить: вопрос обеспечения независимости судов и впредь будет находиться под строгим личным контролем Президента. Каждый человек, переступивший порог суда, должен быть полностью уверен, что в Узбекистане неукоснительно соблюдаются принципы законности и справедливости.
Необходимо сделать еще один важный шаг в обеспечении прав человека, совершенствовании законодательства о гражданстве. Пришло время принять организационно-правовые меры по решению в соответствии с законом проблемы соотечественников, долгие годы живущих в стране, но так и не получивших статус граждан Республики Узбекистан. В частности, лица, прибывшие в республику до 1995 года и с тех пор проживающие в стране, автоматически должны стать гражданами Узбекистана. Таким образом, будет решена жизненно важная проблема почти 50 тысяч соотечественников.
За три года — 30 международных инициатив
Глава государства подробно остановился на перспективах развития международных отношений парламента. Прежде всего парламент должен активно участвовать в реализации международных инициатив Президента Узбекистана.
За последние три года глава нашего государства выступил в авторитетных международных организациях почти с 30 инициативами. По семи, выдвинутым на уровне Организации Объединенных Наций, приняты резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. В рамках ШОС реализовано восемь международных инициатив Президента Узбекистана. Около десяти важных инициатив выдвинуты в масштабах ЮНЕСКО, СНГ, ОИС, Тюрксовета, Центральной Азии.
Как подчеркнул глава государства, мы продолжим начатую масштабную работу по усилению отвечающей нашим национальным интересам открытой, прагматичной и глубоко продуманной внешней политики.
В этом плане в Послании определены приоритеты.
Парламент должен проявить активность и в процессе разработки Конвенции ООН о правах молодежи, инициатива о которой была выдвинута Президентом Узбекистана с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН. Принятие этого нового международного документа очень важно, тем более в нынешних условиях глобализации, ускоренного развития информационно-коммуникационных технологий.
Не случайно и Самаркандский форум по правам человека, который предстоит провести в текущем году, предложено посвятить правам молодежи. Здесь уместно вспомнить, что проведенный в 2018 году в Самарканде первый Азиатский форум по правам человека был высоко оценен международной общественностью.
Узбекистан выдвинул кандидатуру, чтобы впервые быть избранным членом Совета по правам человека ООН. Выборы состоятся осенью этого года. Главой государства даны поручения по принятию необходимых мер.
Особое внимание уделено ускорению принятия Национальной стратегии по правам человека.
Стать парламенту народным домом
До представления Послания парламенту Президент страны участвовал в первых заседаниях Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, а также в первом совместном заседании двух палат, где выступил с речью.
На них были утверждены руководители палат, образованы комитеты и комиссии.
Президент Республики Узбекистан, обращаясь к новому составу парламента, подчеркнул, что народ по праву смотрит на депутатов и сенаторов с большой верой и надеждой.
За три года глава государства встретился с членами высшего законодательного органа 11 раз. Очередная встреча заложила основу для совершенно нового, исторического этапа. Президент страны поднял множество актуальных проблем в жизни государства и общества. Подверг открытой и резкой критике имеющиеся недостатки. Определил предстоящие приоритетные задачи.
Президентом на повестку дня поставлена приоритетная идея «Новый Узбекистан — новые выборы — новый парламент».
Каким же должен быть новый парламент сегодня, в условиях обновленного Узбекистана?
Народ должен ощутить обновленную деятельность нового парламента и достойно оценить ее. Это в свою очередь зависит того, в какой степени будут выполнять свои предвыборные программы и обещания политические партии и их представители, занявшие места в новом парламенте. Проще говоря, новый парламент должен отвечать требованиям и потребностям населения.
Население пробудилось от политической дремоты. В течение последних лет у людей повысилось политическое сознание, меняется их мировоззрение. Значит, осознанно ведущие деятельность депутаты должны уметь показывать лицо нового парламента. По сути, это и есть депутатская ответственность.
Большинство членов парламента составляют энергичные люди, впервые избранные депутатами, — это профессионалы своего дела. Однако не все они готовы с первого дня работать над законами. Конечно, каждый из наших коллег является талантливым специалистом своей сферы. Но им за короткий срок придется повысить знания и навыки в области законотворчества, законодательной техники и в других направлениях деятельности парламента. В этом смысле очень важно предложение Президента о внедрении депутатской учебы — новой системы постоянного повышения квалификации депутатов совместно с Академией государственного управления.
Эффективная деятельность нового парламента зависит от уровня профессионализма депутатов, которые также ответственны за результаты реформ.
Получив голоса избирателей, депутат обязан жить, изучая проблемы людей. Чем чаще мы будем встречаться и вести диалог с народом, тем меньше будем допускать ошибок и достигать большей результативности. На основе анализа обращений будет вестись практическая работа, что возлагает особую ответственность на государственные органы, сенаторов и депутатов.
Парламент, где ведут деятельность представители народа, должен быть народным.
Мы пока не можем сказать, что законодательная деятельность парламента полностью отвечает требованиям времени. Разрабатываемые законы служат решению некоторых задач в отдельно взятой конкретной сфере. Они еще не носят комплексного характера или не кодифицированы. И работы в данном направлении еще достаточно.
Законотворчество заметно отстает от темпов нынешних реформ, а должно идти впереди них. Недавно прошедшие выборы показали, что предстоит множество задач по дальнейшему укреплению парламентаризма и системы многопартийности, развитию гражданского общества, повышению правового сознания народа. Необходимо кодифицировать законодательные акты, направленные на поддержку ННО и политических партий.
Как особо отмечено в Послании, конечная цель нового парламента и правительства на предстоящие пять лет должна заключаться в повышении уровня жизни нашего многонационального народа. Для этого необходимо разработать и реализовать совместно с ответственными ведомствами конкретные программы и «дорожные карты» по решению актуальных вопросов, поднятых населением в ходе предвыборных встреч.
За дипломатией огромные возможности
В последнее время принято 12 указов и постановлений Президента по повышению места Узбекистана в международных рейтингах.
Акцент
В индексе «Ведение бизнеса» наша страна поднялась на более сто позиций и в настоящее время занимает 69-е место. Узбекистан также поднялся на 26 позиций в «Индексе экономической свободы» и на 19 позиций — в «Индексе эффективности логистики». Предполагается вскоре обновить наши показатели в таких международных рейтингах, как «Индекс свободы слова и отчетности», «Индекс свободы мировой прессы».
Дальнейшее улучшение места Узбекистана в международных экономических и социальных рейтингах, индексах по определению политической обстановки, будь то «Doing business», касается ли инвестиционной среды, прав человека, свободы слова и печати, готовности к инновационному развитию и тому подобные, в этих процессах велико значение не только исполнительной, но и представительной власти.
В последние годы Олий Мажлис стал активным участником внешнеполитического курса Президента. Парламент Узбекистана теперь участвует в межпарламентских международных организациях. Количество двусторонних депутатских групп увеличилось до 28, и они заметно активизировались. На каких положениях сконцентрируется внимание депутатов?
Во-первых, согласно Конституции, одним из важнейших полномочий Законодательной палаты является ратификация или денонсация международных договоров. Вместе с тем основной задачей должен быть также контроль за исполнением правительством международных договоров Республики Узбекистан.
Во-вторых, Законодательная палата впредь должна наладить слушания отчетов министров по достижению Целей устойчивого развития ООН.
В-третьих, необходимо повысить роль Законодательной палаты в защите прав человека, организовать работу по выполнению рекомендаций международных организаций, разработать и последовательно выполнять «дорожные карты».
В-четвертых, поддержка негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, осуществляемая парламентом и являющаяся прогрессивной практикой, получает международное признание.
В-пятых, при Олий Мажлисе создан Институт проблем законодательства и парламентских исследований. Он должен по-настоящему содействовать членам парламента в подготовке законопроектов, организации их обсуждения, доведении до общественности сути принятых законов.
В-шестых, важной задачей нижней палаты парламента должно стать широкое использование в законотворческой деятельности достижений науки и инноваций.
Послание главы государства парламенту — программный политико-правовой документ, где изложено стратегическое направление развития страны в ближайшей перспективе. Наряду с политическими, экономическими, идейно-идеологическими положениями выдвинуты конкретные предложения по законотворческой деятельности парламента.
Важное политико-правое мероприятие транслировалось по телерадиоканалам и в сети Интернет. Послание Президента Шавката Мирзиёева — это обращение не только к членам национального парламента, но непосредственно ко всему народу Узбекистана.
Акмал САИДОВ,
первый заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.