«Социальное партнерство между государственными органами и институтами гражданского общества»
Известно, что успешное функционирование общества возможно только при взаимодействии государства и общества, без учета которого нельзя установить в социуме порядок, необходимый для демократических преобразований. Другими словами, демократическое, светское государство и активно-созидательная часть населения должны действовать вместе, на основе социального партнерства.
Правовой гарантией движения по пути демократизации служит Конституция Республики Узбекистан,задающая тон всей правовой системе государстваислужит прочным правовым фундаментом последовательного развития общественных отношений и определяет вектор взаимодействия между гражданином, обществом и государством.
В Узбекистане создана надежная законодательная база формирования гражданского общества, национальная инфраструктура, обеспечивающая реальную независимость институтов гражданского общества, материальную и финансовую поддержку их деятельности. Это позволило не только укрепить позиции институтов гражданского общества в процессе демократизации общественной жизни и государственного строительства, но и стать противовесом государственным структурам в политической и социальной сфере, выступать в защиту демократических ценностей, прав, свобод
и законных интересов людей.
Важным шагом в укреплении позиций гражданских институтов стало принятие Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», которым обеспечивается широкий доступ населения, негосударственных некоммерческих организаций к информации о принимаемых государственными органами решениях и прежде всего тех, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан.
Согласно указанному Закону, под открытостью органов государственной власти и управления понимается:
Основными принципами открытости деятельности органов государственной власти и управления являются:
общедоступность, своевременность и достоверность предоставляемой ими информации;
гласность и прозрачность их деятельности;
Вышеуказанный Закон, в комплексе с законами «О принципах и гарантиях свободы информации», «О гарантиях и свободе доступа к информации», «О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней», создает правовой механизм обязательного информирования государственными органами общества о своей деятельности, обеспечивает более широкий доступ к данной информациии взаимодействия с государственными органами.
Большое значение в деле обеспечения дальнейшего развития гражданского общества имела разработка и принятие Закона Республики Узбекистан «О социальном партнерстве», которым усовершенствованы организационно-правовые механизмы взаимодействия государственных органов с ННО, усиления их роли в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития и актов законодательства.
Законом «О социальном партнерстве» определяются понятия, субъекты, принципы и основные сферы социального партнерства, закрепляется понятие «социального партнерства» как взаимодействие государственных органов с ННО и другими институтами гражданского общества в разработке и реализации программ социально-экономического развития, в том числе отраслевых, региональных и территориальных программ, нормативно-правовых актов и других решений, затрагивающих права и законные интересы граждан. Уточнены и разграничены права и обязанности государственных органов, ННО и других институтов гражданского общества. Конкретизируются организационно-правовые, процессуальные механизмы взаимодействия государственных органов с ННО, формы и способы участия ННО в решении общественно и социально значимых проблем, повышении общественно-политической, социальной и деловой активности граждан.
В целях обеспечения открытости государственных органов, в том числе обсуждения нормативно-правовых актов (НПА), внедрены различные формы онлайнового диалога с населением. Общественные обсуждения принимаются в различных сферах государственного управления,еще на стадии разработки, проекты законов публикуются на сайтах заинтересованных министерств
и ведомств, нижней палаты парламента, других ресурсах.
С 14 мая 2015 года запущен новый портал СОВАЗ. Данный портал даст больше возможностей как госорганам-разработчикам НПА, так и пользователям портала.Портал СОВАЗ доступен по адресу regulation.gov.uz.
C 24 июля 2018 года начала свою работу новая версия портала обсуждений проектов нормативно-правовых документов Республики Узбекистан regulation.gov.uz.
Это обеспечивает возможность гражданам знакомиться с новыми проектами нормативно-правовых актов, вносить предложения в интересах конкретных слоев населения, что способствует повышению правовой культуры людей, росту их политической активности и гражданской ответственности.
Также большое внимание уделяется организации общественных консультаций по принимаемым законам. Это позволяет собрать больше мнений и предложений, сократить дистанцию от разработки до его внедрения. Ярким примером является недавно принятый Закон «О свободе совести и религиозных организациях» (05.07.2021 г.,№ ЗРУ-699), в ходе разработки которого учитывались мнения по проекту общественности, а также национальных, зарубежных экспертов.
Многие другие нормативно-правовые актытакже разработаны с участием ННО в сфере спорта, воспитания молодежи, здоровья, образования, к примеру Закон «О физической культуре и спорте» и многие другие.
Укрепляетсяэффективный диалог ННО и государственных органов.
К примеру, ННО «Истикболлиавлод» эффективно сотрудничает с правоохранительными органами в противодействии торговле людьми, что, безусловно, повышает эффективность реализуемых государством мер.
Также важно отметить, что государство проводит политику социального партнерства с институтами гражданского общества, путем поддержки их деятельности.
Общественный фонд по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисеосуществляет прозрачное, открытое, адресное и демократическое распределение финансовых средств, направляемых из государственного бюджета на поддержку деятельности ННО.
За последние 9 лет на поддержку ННО, реализацию ими различных социальных проектов, Общественным фондом по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисевыделено в форме субсидий, грантов и социальных заказов свыше 70,0 млрд. сумов. За последние четыре года общий объем выделяемых средств увеличился в три раза.
Вместе с тем, с учетом стремительно развивающейся правоприменительной практики и правовой грамотности населения, остается актуальным совершенствование законодательства, регулирующего сферу поддержки деятельности ННО.
В этой связи,в 3 марта 2021 года принят Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении концепции развития гражданского общества в 2021–2025 годах», предусматривающий устранение и восполнение имеющихся пробелов, влияющих на повышение роли институтов гражданского общества в стране.
Одними из приоритетных направлений Концепции определены:
создание необходимых условий для активного участия институтов гражданского общества в государственном и общественном управлении;
дальнейшее расширение участия институтов гражданского общества в реализации государственных социальных проектов.
Данным актом также утверждена «Дорожная карта» по реализации в 2021 году Концепции развития гражданского общества в 2021–2025 годах, а также Целевые индикаторы развития гражданского общества в 2021–2025 годах.
Одна из особенностей некоммерческих организаций состоит в специфике источников их финансирования и образования имущества.
Для выполнения своей миссии ННО вынуждены изыскивать финансовые ресурсы.
В связи с этим, целевые индикаторы подразумевают:
увеличение объема государственной поддержки ННО и других институтов гражданского общества в виде субсидий, грантови социальных заказов не менее чем в 1,2 раза в 2021 году и в 1,8 раза в 2025 году;
выделение 16 миллиардовсумов в 2021 году и 70 миллиардов сумов в 2025 году в общественные фонды по поддержке ННО и других институтов гражданского общества при ЖокаргыКенгесе Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентском городском Кенгашах народных депутатов;
обеспечение достижения общего количества предложений, внесенных ННО вышестоящим организациям по совершенствованию законодательства, до 1000 в 2021 году и до 5000 в 2025 году;
увеличение количества ННО участвующих в государственной программе по реализации в объявленном в нашей стране году, до 30 в 2021 году, в государственной программе 2025 года – до 50.
Эти новшества направлены на то, чтобы в практическом измерении уровень развития гражданского общества, укрепление гражданственности, способствовал созданию более устойчивой связи между общественными и государственными институтами, а, следовательно, улучшению качества жизни людей.
В особом ключе важно отметить, что также динамично развивается социальный диалог и социальное партнерство между ННО и государственными органами в оказании поддержки социально уязвимым слоям населения, правовом просвещении и развитии предпринимательской деятельности, особенно среди женщин, молодежи, а также обеспечении стабильности, общественного согласия и гражданского мира в стране.
В целях содействия их активного участия в реализации проектов, направленных на решение конкретных социально-экономических вопросов, государство стимулирует развитие ННО, предоставляя им определенные гарантии, льготы и преференции, совершенствуя режимы налогообложения и государственного финансирования.